МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Медиа-художник и Система: новые стратегии.

Ольга Горюнова, Алексей Шульгин.

Горюнова Ольга.

Медиа-исследователь, критик новых медиа. Автор статей по медиа-культуре. Автор курса лекций по истории медиа-технологий и основам медиа-теории "Медиа. История экспансии", прочитанного в Институте Про Арте, С.-Петербург; ЦСИ Алматы, Казахстан.

Шульгин Алексей.

Художник, теоретик, музыкант, преподаватель, куратор, фотограф. Участник сотен выставок и конференций. Автор статей. Пионер мирового сетевого искусства. Изобретатель Form Art (www.c3.hu/collection/form) и FuckU-FuckMe (www.fu-fme.com), лидер кибер-панк-рок группы 386 DX (www.easylife.org/386dx).

___________

Для того, чтобы сегодня адекватно воспринимать "действительность" (термин, конечно, скомпрометированный, но чутьолучше "реальности", - впрочем, пусть будет - "происходящее"), чтобы иметь критическую дистанцию по отношению к нему, понимать, каким образом функционирует современность хотя бы в некоторых избранных точках, необходимо, помимо теоретических знаний (типа критической теории общества, истории медиа технологий и др.) обладать разного уровня практическими навыками: программирование на серьезном уровне; маркетинг и менеджмент; юриспруденция...

Как может человек, не обладающий серьезными технологическими знаниями, заметить и обдумать опасность, исходящую от программного обеспечения в стиле "user friendly"? Он также неспособен отследить действия собственного компьютера и уже не может уверенно провозглашать личную свободу и независимость. Следствие: будущее - за компьютерными специалистами, будь то наемники Microsoft или поклонники Linux. Не обладающим грузом таких знаний остается плавание на поверхности.

Далее рассмотрим "человека, не обладающего серьезными технологическими знаниями" - плавающего художника. Ведь большинство медиа художников не способны программировать Java и не разбираются в микрочипах, произведены ли они методом оптической, сверхультразвуковой или электронно-лучевой литографии. Тем не менее, они тянутся к свету, который, как известно, есть знание. Если такой художник не осторожничает, как лиса в курятнике (к чему его вынуждают нынешние обстоятельства), и не считает, что, "если он не интересуется политикой, то политика заинтересуется им", то он превращается в идеального нового потребителя.

Как известно, старый образ активного потребителя - центрального субъекта общественной жизни, на который ориентировались компании как при производстве, так и при распространении, рекламе своих товаров - молодой или моложавый бизнесмен, энергичный, с умным взглядом, стал резко сдавать свои позиции. По крайней мере, в области информационных технологий.

High tech требует покупательной способности такой силы и постоянства, которой обладает только вечный огонь. Если в 1945 году, при разработке одного из претендентов на звание первого компьютера ENIAC считалось, что шесть таких машин для США будет вполне достаточно, то сейчас лаборатории производят компьютеры и приспособления такой мощности и точности, которые мало кто способен потребить.

Соответственно, - необходимо создать нового потребителя, новый привлекательный образ потребителя.

В бизнесмене есть что-то от владельца фабрики, агента массового производства и распространения - доминанты индустриального общества. Центром постиндустриального общества является информация и знание. Для стабильного существования и развития такому обществу необходимо, помимо массового производства и потребления, различие, индивидуальность, творческое начало. Постоянное производство новых идей, - основа регуляции и развития этой системы.

Если раньше верным членом общества являлся one-dimensional man, то теперь он преобразуется в multi-dimensional man.

Кроме того, для сохранения системе необходимо сохранять крайнюю мобильность и гибкость, - это, в некотором роде, постоянно пере-собирающаяся система.

В ком, по мнению общества, сильно развито творческое начало? В художнике. Кто стремится быть на самом рубеже настоящего, между настоящим и будущим? Художник. Кто мобилен и креативно деструктивен? Конечно, художник. Именно художник с чертами экстремального спортсмена, сумасшедшего ученого и тихого бизнесмена - идеальная модель для образа нового потребителя.

Так же, как используя фрагмент "Венеры" Ботичелли в заставке при загрузке Adobe Illustrator система обезвреживает ценности путем их выхолащивания (встраивание в другой контекст таким образом, что, сохранив форму, содержание видоизменяется до своей полной противоположности), так и, используя образ художника в качестве нового потребителя, новой центральной фигуры общественной структуры, она выхолащивает его содержание, подменяя выгодным ей, в своем стремлении к совершенствованию и безопасности. И радикальному, и критическому художнику, агрессивному по отношению к установившимся правилам, найдется здесь место, и не последнее, - как лучшему двигателю прогресса информационного общества: через разрушение - к созиданию более устойчивого.

Стабильная мобильность - девиз художника, девиз нового потребителя, девиз менеджмента новых медиа.

Если же художник обладает грузом знаний, достаточных для погружения на такую глубину современной структуры, где и происходит управление разного рода потоками, поверхность которых мы наблюдаем и, собственно, экспириенсируем, ему уготована другая роль. Такой художник в ряде случаев становится дилером новых медиа, дилером high tech. Самый яркий пример такого рода деятельности - звезда последнего времени - коллектив Неточка Незванова.

Итак, новые отношения с Системой, в которые оказывается втянут или сознательно вступает художник, предлагают две работающие под прикрытием стратегии, два образа: новый консумерист и дилер высоких технологий, которые, в общем, продолжают традиции работы культуриндустрии по созданию ложных потребностей. Сопротивление же требует трезвости и знаний.
 


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList