МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

Конференция "Access to Excess / Доступ ко вседоступному" в рамках Медиа Форума

Круглый стол "Авторское право".

Модераторы - Горюнова Ольга, Шишко Ольга.

Авторское право, будучи нацелено на охрану нематериальных ценностей - произведения искусства, литературы, традиционно было привязано к форме, к материальному носителю объекта авторского права. Трудность копирования (основа ограничений по обращению с объектом АП, в юридической терминологии заменена записью, воспроизведением, опубликованием) материального носителя способствовала соблюдению законов об авторском праве. С изменением природы информации (переход на цифровую основу), когда стало возможным копирование не носителя, а самого контента без особых затрат и истощения исходного материала, у авторов, юристов и зачастую зрителей-пользователей стали возникать серьезные трудности.

Ни один активист движения open source или сторонник copyleft не станет оспаривать право автора на получение прибыли с бумажной публикации его книги или с коммерческой демонстрации фильма, - ответы на такие вопросы очевидны. Однако, как только объект переносится в цифровую среду, возникает ряд противоречий, обусловленных самой природой цифры.

Цифровая копия мгновенна, очень дешева и идентична оригиналу. Похоже, что разработка механизмов, способных ограничивать способность пользователей-зрителей к копированию, серьезно ущемляет их личные права. Произведение, раз выпущенное из рук автора в цифровом виде, далее невозможно контролировать. Войны, которые ведут организации - посредники, держащие авторские права или сами произведения, - не более, чем драки за сохранение своего ставшего шатким положения, при более, чем вероятном будущем поражении.

Произведение, записанное в цифровом виде, хранится вечно, - поэтому уже сейчас возникает ситуация перенасыщения рынка содержанием (содержание, принявшее вид чистой информации, теряет уникальность), когда нет смысла платить за использование одной работы, если другую можно использовать бесплатно. А поскольку все большее коммерческое признание завоевывает концепция предоставления бесплатного содержания при платных дополнительных услугах, то и художникам приходиться дарить свои произведения, чтобы хотя бы получить шанс быть услышанными. Кто будет платить за их художественное произведение или его копию в бесплатном коммерческом мире контента? Прибыль, возможно, придется получать другими путями (личное общение со зрителями, преподавание, живой концерт - концепция Эстер Дайсон).

Способствует ли сегодня существующая концепция авторского права развитию культуры и искусства, в соответствии с тем, как она задумывалась?

Произойдет ли окончательная утрата ценности авторского права?

Как относиться к активному перемещению ценности от содержания к "упаковке" - процессу позиционирования, представления, PR?

Каковы могут быть источники прибыли при сведении ценности авторского права к нулю?

Как можно будет применять содержание, если станет невозможным зарабатывать его копированием?

Что станет с организациями - посредниками: поставщиками, издателями, держателями авторских прав, владельцами архивов и др. при утрате ценности авторского права?

Эти и другие вопросы будут обсуждаться в ходе проведения круглого стола. Приглашаем к участию!

Ольга Горюнова

Терминология.

Формы защиты прав на интеллектуальную собственность: авторское право (copyright), патенты, торговые марки (trademark).

Авторским правом обычно защищаются художественные, теоретические и литературные работы, продукты творческой и научной деятельности. Для защиты работы копирайтом не требуется лицензия и процедура оформления.

Авторское право защищает неимущественные (право на авторство, на имя, на защиту репутации автора, право на отзыв, етс) и имущественные (на воспроизведение, на распространение, на импорт, на переработку, етс) права автора. Ущемленными обычно оказываются имущественные авторские права. Неимущественные права сохраняются за автором даже в случае передачи исключительных прав на использование произведения другому лицу.

Copyleft - термин, обозначающий ситуацию поддержки неимущественных прав автора при игнорировании имущественных.

Патентирование - система для защиты изобретений: технологий для решений неких задач, программных продуктов и т.д. Патент - это лицензия, получаемая у специальной организации после процедуры рассмотрения. Патент работает радикально: запатентованное изобретение может использоваться только с разрешения владельца.

Open source - понятие, выработанное в феврале 1998 и требующее соответствия программного продукта ряду требований: доступ к source code, свободное распространение, отсутствие дискриминации по отношению к индивидуумам и группам (распространение и участие в проекте), распространение в виде - авторский код плюс patches, распространение производных работ на тех же условиях, что и исходных, и т.д.

Торговая марка - знак, указывающий на принадлежность продукта определенному предприятию. В большем числе стран требует процедуры регистрации.

Законы:

Впервые в 1474 году Венеция принимает "Указ о патентах".

В 1623 году в Англии принимается "Статут о монополиях" (разрешение на монопольное пользование выгодами от изобретения в течение 14 лет), а в 1710 - "Статут королевы Анны" - закон об авторском праве: «исключительное право на публикацию произведения в течение четырнадцати лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на четырнадцать лет при жизни автора».

Понятие интеллектуальной собственности впервые появляется во Франции (в Патентном законе 1791 г.).

Во второй половине XVIII века законы об охране авторского права как "о самом священном виде собственности" появляются в США, Дании, Пруссии и других странах.

Международные соглашения: Бернская конвенция 1887 года по охране литературных и художественных произведений (14 стран); Всемирная Женевская конвенция 1952 по защите авторских прав, - обе конвенции пересмотрены в 1971 году в Париже и действуют до сих пор; Россия - участник этих соглашений в Парижской редакции.

Статья VIII российско-американского торгового соглашения (июнь 1990) обязывает Россию привести национальное законодательство в области интеллектуальной собственности в соответствие с нормами европейских стран и США.

Статья 44 Конституции РФ гарантирует свободу творчества и предусматривает охрану интеллектуальной собственности законом.

138 статья Гражданского Кодекса: "в случаях и в порядке установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)".

1992 - Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".

1993 - Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 9: "авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей".

Статья 4: запись произведения в память ЭВМ "также является воспроизведением".

Полный список российских и международных законодательных актов: http://www.copyright.ru/law/index.html#different или http://www.copyrighter.ru/full/index.html?apisp.htm

Ссылки:

Желающим подробнее ознакомиться с проблематикой рекомендуется:

1. Поиск по ключевым словам на сайте http://www.computerra.ru, http://www.nettime.org

2. http://www.opensource.org, http://www.gnu.org

3. http://www.copyright.ru/, http://www.copyrighter.ru/

4. http://www.wipo.org/, http://www.patents.com/, http://www.intelproplaw.com/


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList