МЕДИА ФОРУМ
(23-27 июня 2001)
 ХХIII Московского международного кинофестиваля

К о н ф е р е н ц и я +
к о н к у р с н а я   п р о г р а м м а

  

 

ОТ ОНЛАЙНОВОГО АРХИВА К ВИРТУАЛЬНОМУ МУЗЕЮ.

НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ СОЗДАНИЯ САЙТА МЕДИА ИСКУССТВА.

Н.Зарецкая, АМЦ “ТV Галерея”

Если с определением “глобальной паутины” как нового плацдарма искусства еще есть желающие поспорить, то соображение, что worldwideweb открывает потрясающие возможности в области архивации информации, ни у кого не вызывает сомнений. Хранение и передача обширных массивов данных - суть компьютерной революции. Интернет своим появлением развил этот онтологический признак доставкой на дом реципиенту любой интересующей его информации с возможностью обратной связи, соответственно обогатив ее такими качествами как глобальность, интерактивность, диалогичность.

Около пяти лет назад Арт Медиа Центр “TV Галерея” впервые предпринял попытку создания сайта, разместив некоторую часть собранной им информации в сети Интернет с целью расширения аудитории искусства новых технологий. На протяжении более десяти лет “TV Галерея” работает в сфере актуального искусства, организуя выставки, перформансы, показы, просветительские программы с использованием теле, видео и компьютерной технологий. Можно с уверенностью прогнозировать, что со временем все большее число наших проектов будет реализовываться на базе возможностей новых электронных медиа: Интернет, CD-rom... Сотрудничая практически со всеми российскими художниками, которые используют в своих проектах электронные медиа, организуя исследовательские и образовательные программы с привлечением наиболее прогрессивных специалистов (как отечественных, так и иностранных), участвуя в различных фестивалях, крупных выставках и художественных ярмарках у нас в стране и за рубежом, “TV Галерея” поставила перед собой задачу, отталкиваясь от собственного эмпирического и теоретического опыта, представить в сети Интернет широкую палитру развития искусства новых технологий в мире, создать электронную базу данных по медийным искусствам.

В нашей версии сайта предполагалось дать многочисленные ссылки и связи (links), которые позволяют объединить информацию из самых разнообразных источников, что дает пользователю Интернет возможность получения обширной и адекватной картины по медийным искусствам в мире. Таким образом, в идеале, сайт “TV Галереи”по сути дела должен представлять собой глобальную базу данных по искусству новых технологий. В этом, на наш взгляд, состояла уникальность разработки проекта, начатого в годы, когда такого рода сайта, аккумулирующего информацию по данной проблематике не существовало в России.

Обращаясь к широкой аудитории Интернет: конечно, прежде всего к тем, кто работает в сфере современного искусства, а так же к тем, кто не занят им, но увлечен компьютерными технологиями, - своим проектом мы стремились вызвать интерес и тех, и других, сделав информацию об искусстве новых медиа любопытной и доступной, обеспечив возможность быстрого контакта и обратной связи как специалистам, так и всем, кто интересуется данной тематикой. Был введен актуальный, постоянно обновляемый, раздел новостей, содержащий не только текстовую информацию анонсного характера, но и различный изобразительный материал, включая видеофрагменты (real video) текущих выставок и акций.

С течением времени формы онлайновой репрезентации архива “TV Галереи” становились все более совершенными и разнообразными. Возможность постоянной модификации опубликованной информации, уход от статичной раз и навсегда заданности материала полиграфии делают работу над сайтом удивительно увлекательной, с одной стороны, но, с другой стороны, требуют так же и специальных усилий по осмыслению и освоению данной формы консервации и презентации произведений искусства.

В настоящее время, как следствие своего вебприсутствия, куст семантически близких образований: архив - хранилище - музей, обретает новое качество. Сейчас становится все более очевидной их взаимосвязь в рамках такого масштабного понятия как “виртуальная культура”. Вебприсутствие оказывается как средством, так и императивом для новых форм их программной деятельности: образовательные проекты, производство художественных произведений, критический анализ, теория музейного дела - все требует пересмотра и переориентации в результате широкого внедрения в практику современного искусства Интернет и медийных технологий с их интерактивностью, диалогичностью и глобальностью.

Недавно в искусствоведческий дискурс была запущена идея “виртуального музея”, сейчас широко циркулирующая и обсуждаемая в мире. Так, например, статьи директора Уитни музея Максвелла Андерсона и медиа художника Дугласа Дэвиса, опубликованные обоймой в Нью-Йорк Таймс в конце прошлого года, инициировали дебаты в среде американских интеллектуалов по поводу актуальных вопросов, возникающих в связи с данной проблематикой. Как онлайновое искусство воздействует на аудиторию, которая по размеру вполне соотносима с публикой, посещающей “реальный музей”? Как должны быть организованы выставки “виртуального музея”? Каковы функции его кураторов? В чем видятся специфика консервации и ответственность за хранение художественных ценностей? Все эти вопросы (как и многие другие высказанные положения), поднятые в упомянутой дискуссии, на мой взгляд, имеют прямое отношение к развитию сайта “TV Галереи”, который все более явно приобретает тенденцию функционирования в качестве “виртуального музея” новейших технологий.

Я осмелюсь выдвинуть предположение, что любое серьезное, глубокое изменение, основанное на развитии технологий (в последнее время мы можем говорить в этой связи об использовании интерактивности в Сети), суммированное в таком обобщенном понятии как “виртуальный музей”, должно быть понято и внедрено в глобальном масштабе. Я убеждена, что наиболее прогрессивные шаги в этом направлении могут быть сделаны не только в крупных странах с развитой экономикой, но и в небольших сообществах, в случае если они технологически продвинуты и ориентированы на исследование и актуализацию новейших разработок в области взаимодействия Науки - Новых Технологий - Искусства. Очень надеюсь, что примеры тому мы можем почерпнуть на данной встрече.


    © 2001
MediaArtLab; design – @division

  
TopList